Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для работы психолога, содержит перечень материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, позволяет обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Образовательное пространство кабинета оснащено всеми необходимыми средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, оборудованием и инвентарем.
Кабинет психологической службы ДОУ располагается на первом этаже детского сада. Кабинет создан на базе стандартного группового помещения. Цвет стен, пола, мебели, подобраны по принципу использования спокойных нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете с округленными формами. Освещение в кабинете соответствует нормам СанПИНа.
С учетом задач работы детского психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
- Центр первичного приема и беседы с клиентом: мягкий стул, письменный стол.
- Рабочий центр: письменный стол, стулья,шкаф для хранения методических материалов, и рабочей документации.
- Центр развивающих занятий: детские столы и стулья, стелажи для хранения развивающих игр и пособий, демонстрационные карточки различной тематики, картотека игр и упражнений.
- Центр сенсорики:
- Центр уединения и релаксации.
Кабинет ПДО по ОЧПС располагается на первом этаже детского сада. Цвет стен, пола, подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Освещение в кабинете соответствует нормам СанПИНа.
С учётом задач работы педагога по обучению чтению , письму и счету помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение.
Рабочий центр: письменный стол, стул, стелаж для хранения методических материалов, пособий
Центр развивающих занятий: детские столы и стулья.
Музыкальный зал находится на первом этаже, в зале поддерживается необходимый температурный режим, систематически проводится проветривание и влажная уборка . Интерьер музыкального зала выдержан в спокойных тонах, яркими акцентами являются хохломские детские стульчики. Оформление музыкального зала меняется в зависимости от образовательной ситуации, в соответствии с тематикой развлекательного мероприятия, праздничными датами, сюжетом театральной постановки.
Организация пространства в музыкальном зале произведена с учётом требований СанПиНов и правил противопожарной безопасности. Пространство музыкального зала оформлено по принципу зонирования и условно разделено на три зоны: рабочую, спокойную и активную. Основными зонами музыкального зала являются активная и спокойная зона.
В музыкальном зале также проходят занятия по физической культуре.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Предметно-пространственная среда групп организована с учётом возможности для детей играть, заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Зонирование предметно-пространственной среды групповых помещений спланировано с учётом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В течение года регулярно обновляется игровой материал. Строго соблюдаются требования безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья детей: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.
Пространство групповых помещений делится на четыре зоны:
– зона выбора и самоопределения;
– рабочая зона;
– активная зона;
– спокойная зона.
Наличие оборудованных библиотек
Книжный фонд включает в себя разнообразную художественную литературу для детей дошкольного возраста русских и зарубежных поэтов и писателей, произведения, рекомендованные основной образовательной программой ДОУ.
Библиотека условно разделена на секции по темам экологии, духовно-нравственного воспитания, энциклопедии, литература патриотической направленности. Учет выданных книг ведется посредством заполнения специальных формуляров. Книги для воспитателей и педагогов (методическая и справочная литература) находятся в методическом кабинете, располагаются по разделам:
- развитие речи;
- игровая деятельность;
- физическое развитие;
- социально-личностное развитие;
- педагогика и психология;
- спортивная литература;
- все о природе;
- музыкальное развитие;
- художественное развитие;
- иллюстрации и дидактические пособия.
Отдельное место отводится периодическим изданиям профессиональной направленности.
Наличие оборудованных объектов спорта
Физкультурный зал (совмещен с музыкальным) оснащен разнообразным спортивным инвентарем:
мячами,
обручами,
скакалками,
кеглями,
кольцебросами,
лабиринтами,
спорткомплексом из мягких модулей,
массажными ковриками,
тактильными дорожками.
Спортивная площадка имеет:
- стойку для игры в волейбол;
- мишени разных типов;
- уличный спортивный комплекс.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально- художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки. Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные пособия, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);
- аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы, учебные кинофильмы); - наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, солнечные часы, ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы);
- спортивное оборудование .
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- соблюдение правил безопасности в использовании средств обучения.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари). Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные, магнитные. Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии. Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Аптека», «Парикмахерская», уголки экспериментирования), для подвижных игр (мячи, флажки, ленты, мягкие модули). Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы. Для физического развития в группах оборудованы физкультурные уголки, в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, кольцеброс и другие атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.
На территории ДОУ оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеется оборудование для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, баскетбольное кольцо. Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Воспитанники ДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети доступны для педагогов.
В ДОУ создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.
Информационная база оснащена:
— электронной почтой;
— локальной сетью;
— выходом в интернет;
— разработан и действует сайт ДОУ, имеется страница в ВКонтакте.
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет. Детский сад оснащен компьютерной техникой.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся – не предусматривается.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Федеральный портал «Российское образование» – http://www.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru
Детский досуг
— http://www.solnet.ee Детский портал «Солнышко»
— http://www.skazki.com Сказки: интерактивный портал
Электронные образовательные ресурсы для дошкольников
http://razigrushki.ru — «РазИгрушки» — сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.
http://www.baby-news.net – «Baby news» — Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.
http://www.zonar.info — «Оригами — Мир своими руками». Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.
http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, раскраски, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры …).
http://www.tvoyrebenok.ru/prezentacii_dlya_detey.shtml — Сайт для детей «Твой ребенок» предлагает вам бесплатно скачать детские презентации, которые помогут мамам и педагогам в воспитании ребенка гармонично развитым. Презентации для детей, представленные в разделе, содержат информацию на различную тематику: страны мира, животные и насекомые, фрукты и овощи, математика и многое другое.
http://www.igraemsa.ru/ — сайт «Играемся». Сайт детских онлайн игр “Играемся”. У нас вы найдёте игры на общее развитие ребёнка, игры на внимание и память, логику и мышление, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие интересные задания.
http://chudesenka.ru/ — сайт «Чудесенка». Увлекательный сайт для детей и родителей. На сайте вы можете послушать детские песни, поиграть с детишками в детские развивающие онлайн игры, посмотреть различные мастер классы на творчество и многое другое.